01.09.2021
Школа
принимает решение о создании ШСП исключительно в добровольном порядке.
Все решения вышестоящих органов носят рекомендательный характер. В
школе, решившей создать ШСП, проводится открытое обсуждение этой
инициативы в педагогическом коллективе и органах детского самоуправления.
При ее одобрении, директор издает Приказ о создании ШСП и утверждает Положение о ШСП.
Педагогический коллектив и органы детского самоуправления подтверждают
намерение содействовать выявлению конфликтов и в приоритетном прядке передавать
их в ШСП, чтобы попытаться решить конфликт
мирным путем. Другие способы решения конфликтов (административный, судебный, неформальный и др.) в данной школе
считаются менее приоритетными и, как
правило, применяются после того, как стороны конфликта имели возможность, но отказались примириться.
По
приказу директора школы назначается педагог-куратор ШСП из состава
педагогического коллектива школы (учитель, психолог,
социальный педагог, вожатый или др.), который добровольно выразил
согласие взять на себя эту ответственность. Куратор ШСП в обязательном
порядке проходит обучение, которое организует и методически
обеспечивает органы управления образованием. Куратор ШСП работает в
тесном взаимодействии с педагогическим коллективом школы, и в первую
очередь с заместителем директора по воспитательной работе,
психологом и социальным педагогом школы. Контролирует работу ШСП заместитель
директора по воспитательной работе школы. В каждом новом учебном году заместитель директора по
воспитательной работе школы проводит ревизию состояния ШСП, при необходимости
привлекает к работе нового педагога-куратора.
Куратор
ШСП организует кампанию по привлечению детей-волонтеров к работе ШСП и их дальнейшее равноправное
участие во всех просветительских, организационно-методических, практических,
аналитических и других мероприятиях. Работу ШСП согласуют с органами детского самоуправления школы. Дети-волонтеры, которые добровольно
согласились участвовать в работе ШСП,
встречаются, как правило, ежемесячно в клубном формате. Куратор ШСП
проводит обучение детей-волонтеров. Методическое сопровождение процесса
обучения детей-волонтеров обеспечивают
методические органы системы образования. Те из детей-волонтеров, которые
успешно осваивают программу, получает допуск к ведению программ примирения. Дети-волонтеры, не имеющие допуска к
проведению программ примирения, участвуют в работе службы в любом другом
качестве (готовят наглядную информацию, проводят презентации, выявляют конфликты, повышают свои знания и др.).
Куратор ШСП контролирует работу детей-волонтеров и лично участвует в
проведении программ примирения, добиваясь
соблюдения основных принципов ШСП: конфиденциальности, добровольности и нейтральности. В обоснованных случаях куратор ШСП
поводит программу примирения единолично. Куратор ШСП совместно с руководством школы организует участие
детей-волонтеров в тематических
межшкольных семинарах и конференциях, помогает детям-волонтерам представить их опыт работы и познакомится с опытом
детей-волонтеров из других ШСП. Кампания по привлечению детей-волонтеров к работе ШСП возобновляется в начале
каждого нового учебного года.
Куратор
ШСП документирует процесс и результаты рассмотрения конфликтных ситуаций, поступивших
в ШСП из любых источников, оформляет итоговые результаты дважды в год -
в январе и в июне.
Итоговые результаты работы ШСП куратор представляет руководству школы, в координационный орган в Управление образования, а
также по запросу в другие заинтересованные органы и структуры.
Куратор ШСП вместе с
активом детей-волонтеров участвует в сетевом информационном обмене и сетевых встречах, оказывает методическую и
организационную помощь менее опытным коллегам. Куратор ШСП вместе с активом детей-волонтеров участвует в тематических
семинарах и конференциях, где
представляет опыт работы своей ШСП и знакомится с опытом коллег. Куратор ШСП
доводит до сведения руководителя школы полученную на семинарах и конференциях актуальную
информацию.
Создавая
и отрабатывая модель ШСП, организаторы проекта разработали количественные и
качественные критерии для разных уровнях достижения результатов и влияния
проекта. Наиболее важные из них:
1. Количество
и доля внутришкольных конфликтов, разрешенных с использованием технологий
восстановительного правосудия (примирительных процедур),
2. Количество
детей - жертв правонарушений, получивших удовлетворение (восстановили чувство
справедливости и безопасности, снизили чувство враждебности и угрозы со стороны
детской среды);
3. Количество
детей-правонарушителей, проявивших деятельностное раскаяние (возмещают
вред, который был причинен совершенным им правонарушением/ преступлением,
либо проявляют стремление посильно возместить такой вред).
4. Количество
детей-волонтеров, вовлеченных в лидерскую социально-активную деятельность,
получивших практику гражданских действий и признавших ценность волонтерского
движения.
5. Количество
несовершеннолетних, вовлеченных в проект, получивших новые гражданские знания
и навыки по праву, демократии и культуре мира.
В
качестве инструмента для оценки деятельности ШСП были разработаны 2 вида
таблиц, в которых куратор ШСП отражает статистический анализ
проработанных конфликтов (см. приложение).